Общая характеристика
Главными потребителями образовательной программы 5В010400 - «Начальная военная подготовка» являются студенты, обучающиеся по данной образовательной программе. В этой связи их образовательные интересы и потребности являются основополагающими в обеспечении учебного процесса. Для удовлетворения потребностей личности в получении высшего образования обучения по данной образовательной программе осуществляется на государственном и русском языках. Срок обучения имеет вариативный характер:
- по полным образовательным программам на базе общего среднего образования – 4 года обучения;
- по сокращенным образовательным программам с ускоренными сроками обучения на базе среднего профессионального образования – 3 года обучения;
- по сокращенным образовательным программам с ускоренными сроками обучения на базе высшего профессионального образования – 2 года обучения.
- по полным образовательным программам на базе общего среднего образования, вечерняя форма обучения – 5 лет.
Для лиц, обучающихся на базе высшего профессионального обучения, программа предусматривает только профессиональную подготовку, то есть изучение только базовых и профильных циклов дисциплин.
В настоящее время контингент студентов, обучающихся по программе, составляет 54 студента, из которых на очном отделении обучается 38 человек, на вечернем - отделении обучается 14 человек, за счёт государственного образовательного гранта обучается 26 человек, на договорной основе – 26.
Цель образовательной программы 5В010400 - «Начальная военная подготовка»
Цель образовательной программы 5В010400 - «Начальная военная подготовка» реализуется в соответствии с миссией Южно Казахстанского государственного педагогического института и связана с непрерывной и системной подготовкой высококвалифицированных педагогических кадров – учителей начальной военной подготовки, компетентных и конкурентоспособных, с ярко выраженной гражданской позицией, востребованных на рынке труда, как в регионе, так и в целом по стране. Реализация образовательной программы 5В010400-«Начальная военная подготовка» осуществляется в структуре Южно-Казахстанского государственного педагогического института с Государственной лицензией АБ № 0142692, зарегистрирован 28 июля 245-1958-01-РМСК № 110740004288 в Комитете контроля в сфере образования и науки МОН РК и Департаменте юстиции Южно-Казахстанской области Министерства юстиции как юридическое лицо с неограниченным сроком и всеми положениями Закона РК «Об образовании» от 27.07.2007 года № 319-ІІІ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14 января 2014 года).
Стратегическая цель заключается в формировании модели непрерывного образования путем подготовки высококвалифицированных педагогов учителей начальной военной подготовки, и в обеспечении рынка труда конкурентоспособными выпускниками данной образовательной программы. Образовательный формат программы направлен на подготовку учителей начальной военной подготовки нового поколения, способных применять профессиональные знания в различных организациях сферы образования в соответствии с квалификационной характеристикой, и обладающих профессиональными компетенциями отвечающих современным требованиям.
Квалификации
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по освоению профессиональной учебной программы высшего образования, присваивается академическая степень бакалавр образования 5В010400 - «Начальная военная подготовка». Квалификации и должности определяются в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей и других служащих» установленным приказом Министерства труда и социальной защиты от 25.11.2010 г., № 385ө и «Типовыми квалификационными характеристиками должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц», утвержденными приказом Министерством образования и науки Республики Казахстан от 13.07.2009г. №338.
Компетенции Бакалавра образования по специальности 5В010400 — Начальная военная подготовка в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- постоянно совершенствовать военно-педагогические и военно-специальные, профессиональные знания, навыки и умения и использовать их в профессиональной деятельности.
- владеть знаниями в области психологии творчества, теоретических основ творческой деятельности, умениями и навыками перестраивать профессиональную деятельность, реализовывать авторские новаторские идеи в образовании, находить нестандартные и альтернативные решения, быть способным к генерации новых педагогических идей, к критическому мышлению для решения разного вида проблем.
- постоянно совершенствовать и применять военно-педагогические и военно-специальные, профессиональные знания, навыки и умения на практике.
- наблюдать за учебно-воспитательным процессом, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи наблюдаемых фактов и явлений, прогнозировать научную сущность проблем в профессиональной области.
- анализировать особенности классного коллектива, интересы учащихся, их отношение к изучаемому предмету:
- анализировать учебный материал и средства обучения, прогнозировать ожидаемые результаты;
- анализировать свою профессиональную деятельность и учебную деятельность учащихся;
- владеть универсальными общенаучными методами познания (анализ синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза, моделирование и т.д.).
- оценивать потребность в ресурсах при создании и развитии учебно-материальной базы начальной военной подготовки.
- применять инновационные методы обучения, владеть методом разработок профессионально-ситуативных задании (использовать кейсовые технологии или анализировать профессионально значимые кейс - ситуации):
- рефлексировать, используя методы самоанализа, самоопенки;
- генерировать идеи на основе «мозговой атаки», эвристической беседы, метода синектики:
- принимать групповое решение на основе методов групповой дискуссии, решения творческих (проблемных) задач, проектирования (поисковый
проект, аналитический, прогностический, творческим).
- использовать информационно-коммуникационные источники (мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, ТВ-технологии, возможности Интернет-сети).
- вести научно-исследовательскую деятельность, планировать и проводить несложные учебно-методические эксперименты:
- внедрять дидактически эффективные результаты исследования в свою профессиональную деятельность.
- уметь работать в команде, строить педагогическое взаимодействие с коллективом учащихся, учителями, работающими в данном учебном заведении, с родителями.
- владеть приемами и способами конструктивного решения конкретных воспитательных задач:
- уметь выбирать м использовать оптимальные формы и методы вне классной работы по своему предмету;
-быть способным к поиску и построению собственных подходов к процессу обучения и воспитания посредством начальной военной подготовки.
- учитывать накопленный опыт, объективные закономерности обучения начальной военной подготовке в планировании обучающих действий:
- планировать собственные профессиональные действия с позиции современных требований к содержанию и организации учебного процесса по начальной военной подготовке;
- анализировать результаты проведенных и посещенных уроков;
- определять методические цели контроля (диагностическую, корректирующую, обучающую, контролирующую);
- выделять объекты контроля, устанавливать их соответствие уровню, предусмотренному программой;
- вносить на основе проведенного анализа соответствующие коррективы в учебный процесс.
- демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, быть конкурентоспособным на профессиональном уровне применять эти знания и навыки в международной среде.
- быть толерантным к традициям, культуре других народов мира, воспитание в духе патриотизма, дружбы народов Республики Казахстан, уважение к различным культурам, традициям и обычаям.
- владеть казахским, русским, иностранными языками, знаниями в области технологии общения, педагогической риторики и конфликтологии, стратегиями коммуникаций, умениями и навыками конструктивного диалога, общения в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, быть толерантным и способным к педагогическому сотрудничеству.
- стремиться к профессиональному и личностному росту, приобретение, сохранение и укрепление здоровья, на основе физической культуры и принципов здорового образа жизни человека.
- использовать нормативные и правовые документы в организации и проведении начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи.
- обеспечение возможности самораскрытия и самореализации, применение различных педагогических технологий, создание благоприятных условий для самообразования и профессиональной ориентации адаптированных к новым экономическим, социальным, политическим и культурным ситуациям.
Бакалавр образования по специальности 5В010400 - Начальная военная подготовка обязан осознавать социальную значимость своей будущей профессии и на высоком идейном, методическом и научном уровне проводить занятия по начальной военной подготовке и военно-патриотическому воспитанию учащихся воспитывать у них любовь уважение к профессии защитника Родины, дисциплинированность, исполнительность, заботиться об их физическом развитии.
- оценивать с методологических позиций проблемы и процессы общественной жизни Республики Казахстан, осознавать ценность национальной культуры, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям всех народов и этносов проживающих в Республике Казахстан.
- уметь проявлять инициативу и находить организационно-управленческие решения разного рода проблем:
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по выбору методов решения поставленных задач
- обладать организаторскими способностями;
- быть гибким и мобильным в различных условиях, связанных с профессиональной деятельностью;
- владеть навыками принятия решений экономического и организационного характера в условиях неопределенности и риска.
Виды профессиональной деятельности
Бакалавр образования 5В010400 - Начальная военная подготовка может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- образовательную;
- экспериментально-исследовательскую;
- организационно-управленческую;
- социально-педагогическую;
- учебно-воспитательную;
-учебно-технологическую.