5B012200 - Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения

Цели образовательной программы. Образовательная программа 5В012200 – Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения реализуется в соответствии с миссией Южно-Казахстанского государственного педагогического института и связана с непрерывной и системной подготовкой  высококвалифицированных педагогических кадров – учителей русского языка и литературы, компетентных и конкурентоспособных, с ярко выраженной гражданской позицией,  востребованных на рынке труда, как в регионе, так и в целом по стране. Реализация образовательной программы 5В012200 – Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения осуществляется в структуре Южно-Казахстанского государственного педагогического  института с Государственной лицензией  АБ № 0142692, зарегистрирован 28 июля 245-1958-01-РМСК № 110740004288 в Комитете контроля в сфере образования и науки МОН РК и Департаменте юстиции ЮКО Министерства юстиции  как юридическое лицо с неограниченным сроком и всеми положениями Закона РК «Об образовании» от 27.07.2007 года№ 319-ІІІ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14 января 2014 года).

Стратегическая цель заключается в формировании модели непрерывного образования путем подготовки высококвалифицированных педагогов учителей русского языка и литературы (ОП 5В012200 – Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения), и в обеспечении рынка труда конкурентоспособными выпускниками данной образовательной программы. Образовательный формат программы направлен на подготовку учителей русского языка и литературы нового поколения, способных применять профессиональные знания в различных организациях сферы образования в соответствии с квалификационной характеристикой, и обладающих профессиональными компетенциями отвечающих  современным требованиям.

Стратегический менеджмент ОП5В012200 – Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения направлен на достижение долговременного успеха и стабильности программы: обучающиеся приобретают навыки решения типовых задач профессиональной деятельности, которые определены в ГОСО РК 6.08.068-2010, утвержденном и введенном в действие приказом Министра образования и науки РК от 3.11.2010 г. № 514 с дополнениями и изменениями в соответствии с приказом Министра образования и науки№ 349 от 8.08.2011 г.

Политика в области обеспечения качества  образовательной программы направлена на  построение  собственной системы управления качеством образования,  в направлении обеспечения высокого качества образовательных услуг, через ориентированность на обучающегося, в соответствии с правовыми нормами и требованиями работодателей. Качество подготовки специалистов осуществляется в соответствии с Системой менеджмента качества ЮКГПИ, аттестованной 07.06.2012 г. по стандартам ISO 9001:2008 органом по сертификации систем менеджмента качества Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» (сертификат соответствия №12.0522.026 от 07.06.2012 г.).

Планирование развития образовательной программы осуществляется в соответствии со стратегическим планом МОН РК, стратегическим планом развития ЮКГПИ на 2011-2015гг. Цели ОП корректируются с учётом потребностей общества, экономики и рынка труда. В связи с введением ГОСО РК, утвержденного Постановлением Правительства РК№1080 от 23.08.2012г., выпускающими кафедрами «Языкознание», «Казахской и мировой литературы» разработана и утверждена Модульная образовательная программа (МОП) для подготовки бакалавров по специальности 5В012200 – Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения, которая предусматривает увеличение количества кредитов на производственную практику студентов выпускного курса, что способствует формированию твердых профессиональных навыков, необходимых для работы в сфере образования.

В связи с этим особое внимание уделяется укреплению связей с работодателями и оптимальному выбору баз проведения профессиональных практик студентов. Решению данной задачи способствуют договоры о совместном сотрудничестве и создании Учебно-научно-производственного (образовательного) комплекса со средними школами, лицеями и гимназиями города Шымкент № 1, 5, 7, 29).

Содержание образовательной программы. Образовательная программа бакалавриата специальности 5В012200 – Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения разработана в соответствии с научными, теоретическимии практико-ориентированными требованиями к профессиональным и социальным компетенциям. На основании ежегодно проводимых внутривузовских аудитов подтверждено, что система менеджмента качества на кафедрах  языкознания, казахской и мировой литературы поддерживается в действии, развивается в соответствии с принципом постоянного улучшения.

Кафедры Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения, реализуют следующий круг задач: участие в программах и проектах международной интеграции образовательного пространства; расширение использования автоматизированной информационно-аналитической системы «Platonus»; развитие современных образовательных технологий (кредитная, дистанционная) и повышение качества подготовки кадров в вузе за счет рациональной организации всех процессов (планирование, выполнение, контроль, анализ, совершенствование); повышение уровня компетенции,  профессиональное самосовершенствование преподавателей, подготовка и переподготовка кадров; участие в инновационных и инвестиционных проектах, разработка документации для получения патентов и свидетельств; активизация и расширение сотрудничества с филологическими кафедрами вузов-партнеров из дальнего и ближнего зарубежья, поиск новых форм взаимодействия; использование духовно-нравственного, эстетического и трудового воспитания средствами предметов литературного цикла.

Цели образовательной программы бакалавриата специальности 5В012200 – Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения гармонизированы с Дублинскими дескрипторами, согласованными с Европейской рамкой квалификаций.

В содержании образовательной программы  специальности 5В012200 – Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения определен полный перечень дисциплин по трем циклам: общеобразовательные дисциплины, базовые дисциплины, профилирующие дисциплины. Дисциплина обеспечена необходимой целостностью образовательной программы, сочетающей фундаментальностью подготовки с междисциплинарным характером профессиональной деятельности специалиста, где определено соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студента. Установлено целесообразное соотношение между теоретической и практической составляющими содержания образования. Определены наиболее эффективные с точки зрения достижения поставленных целей виды учебных занятий, образовательные технологии.

По образовательной программе специальности 5В012200 – Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения разрабатываются политика и процедуры, соответствующие условиям приема и направленные на формирование и сохранение контингента студентов. Образовательная программа формируется, исходя из потребностей рынка труда, и удовлетворяет ожидания работодателей.

Учебный план образовательной программы специальности 5В012200 – Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения составлен с учетом принципов последовательности, преемственности, рациональности. Содержание образовательной программы специальности  5В012200 – Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения по обязательному компоненту учебного плана соответствует требованиям ГОСО: состав дисциплин обязательного компонента, количество кредитов, выделяемых на освоение учебных дисциплин, практики, занятия физической культурой, отражают требования учебного плана.

Для реализации образовательной программы специальности 5В012200 – Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения составлены учебно-методические комплексы специальности (УМКС) и дисциплин (УМКД), включающие совокупность документов и учебно-методических материалов: учебная программа дисциплины; рабочая программа дисциплины; силлабус (для студентов); график  выполнения и сдачи заданий по дисциплине; карта учебно-методической обеспеченности дисциплины; лекционный комплекс (тезисы лекций, иллюстративный и раздаточный материал, список рекомендуемой литературы); план практических занятий; методические рекомендации по изучению дисциплины; методические рекомендации и указания по типовым расчетам, выполнению расчетно-графических, лабораторных, курсовых проектов (работ); материалы СРС: наборы текстов домашних заданий, материалы самоконтроля по каждой теме, задания по выполнению текущих видов работ, рефератов и других домашних заданий с указанием трудоемкости и литературы; методические указания по прохождению учебной, производственной и преддипломной практик, формы отчетной документации; материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся (письменные контрольные задания, тестовые задания, перечень вопросов для самоподготовки,  экзаменационные билеты и др.); Программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий (в зависимости от содержания дисциплины); перечень специализированных аудиторий, кабинетов и лабораторий.

В рамках специальности 5В012200 – Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения имеется возможность реализации общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в соответствии с требованиями ГОСО.

В институте функционирует учебно-методическое управление, обеспечивающее контроль выполнения учебного плана и поставленных задач, а также обратную связь для их совершенствования, учебный отдел, контролирующий выполнение учебного плана.

Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения

Готовность к овладению культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности и т.д.

Профессиональные компетенции образовательной программы 5В012200 – Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения

Способность оценивать состояние современной методики преподавания русского языка и литературы; дифференцировать методы, приемы, формы обучения; применять методические знания в планировании и проведении уроков русского языка и литературы; сравнивать методические системы и т.д.