5В012100 - Казахский язык и литература с неказахским языком обучения

  О специальности

- Общая характеристика

Специальность казахского языка и литературы в школах с неказахским языком обучения соответствует требованиям современного многоотраслевого классического образования. Выпускники  приобретают фундаментальные знания по языкознанию, литературоведению, педагогике, умения и навыки, необходимые  в профессиональной деятельности. Образовательная программа является частью непрерывного образования, готовит высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов, обладающих теоретическиме основами преподаваемого предмета, использующих инновационые технологии в обучении, пропагандирующих здоровый образ жизни. В процессе обучения студенты приобретают навыки научно-педагогического исследования, формируется многогранную личность, способная к выполнению профессиональной деятельности. Реализация образовательной программы специальности казахского языка и литературы в школах с неказахским языком обучения основана на Законе РК «Об образовании», Государственной программы развития образования РК на 2011–2020 годы.

  • Цель образовательных программ

Целью образовательной программы специальности 5В012100–казахский язык и литература в школах с неказахским языком обучения –  формирование фундаментальных знаний, умений и навыков, необходимых  в профессиональной деятельности, теоретических основ преподаваемого предмета, освоение структуры и содержания в системе предпрофильного обучения.

Миссия кафедр языкознания и казахской и мировой литературы – выполнение функции образовательного, научного и культурного центра лингвистической и литературоведческой подготовки учительских кадров.

Учебные программы специальности 5В012100–казахский язык и литература в школах с неказахским языком обучения решают задачи, определяемые государственным общеобязательным стандартом  высшего образования:

– воспитание патриотизма, дружбы народов Казахстана, уважения к тардициям и обычаям разных народов;

  • формирование общечеловеческих и социально-личностных ценностей;
  • формирование экологической, этической, физической, правовой культуры;
  • формирование профессионализма.

Общенациональные цели образования – подготовка конкуреноспособных специалистов с высшим образованием.

  • ь дисциплин общеобразовательного цикла (ОЦ) – обеспечение социально-гуманитарных знаний: законы социально-экономического развития общества, историю Казахстана, современные информационные технологии, государственного, русского и других иностранных языков, особенностей межнационального общения.
  • ь дисциплин базового цикла (БЦ) – обеспечение психолого-педагогических знаний, основы профессионального знания.

Цель дисциплин профилирующего цикла (ПЦ)  – обеспечение будущих специалистов казахского языка и литературы в школах с неказахским языком обучения профессиональными знаниями и навыками, методикой преподавания казахского языка и литературы, владением нормативным казахским языком, основами взаимоотношения языков, стилистикой казахского языка.

Планирование развития общеобразовательной программы специальности 5В012100–казахский язык и литература в школах с неказахским языком обучения осуществляется с целью обеспечения ключевых требований заинтересованных сторон, дальнейшего совершенствования образовательного процесса, охватывающая все аспекты её реализации: наличие высококвалифицированного контингента профессорско-преподавательского состава, достижение целей образовательной программы на основании принципа модульно-рейтингового подхода, интеграция научных и образовательных ресурсов, повышение научного потенциала, интеграция науки и образования, инновационная деятельность, совершенствование учебно-методической обеспеченности учебного процесса.

Чёткость, ясность, полнота поставленных целей образовательной программы специальности казахского языка и литературы в школах с неказахским языком обучения направлена на подготовку высококвалифицированных кадров, бакалавров, реализиующих педагогические, научно-исследовательские, творческие способности, используя инновационные методы обучения, выполняющих свою миссию.

 Подготовку специалистов казахского языка и литературы в школах с неказахским языком обучения ведёт выпускающая кафедра казахской и мировой литературы.

Выпускающая кафедра обязана обеспечить учебный процесс  рабочими учебными программами, каталогом элективных курсов, учебно-методическими комплексами, программи по практике, учебно-методической литературой, согласовать содержание программ с работодателями. 

Цели образовательных программ связана со спросом на специальность,  изменяющимися обстоятельствами общества и конкуренцией на рынке труда.

  • Квалификации

Выпускникам, освоивших образовательную программу специальности казахского языка и литературы в школах с неказахским языком обучения и успешно сдавших итоговую аттестацию, присваивается квалификация или академическая степень бакалавра 5В012100 – казахский язык и литература в школах с неказахским языком обучения

  • Компитентность

Выпускники специальности казахского языка и литературы в школах с неказахским языком обучения овладеют следующии навыками, связанными с его компетенцией:

  • комуникативный – казахский, русский, английский языки, взаимотношения, педагогическа риторика и конфликтология, способности конструктивного диалога,  поликультурного и многоконфессионального, педагогического  общения, толерантность;
  • технологический – педагогические инновации, повышение педагогического мастерства;
  • контрольные – педагогического менеджмента, создание системы педагогической меры и индикатора,  самооценка, стремление к истине;

      студенты овладеют и специальной компетенцией:

  • программная: предметная, система психолого-педагогических и методических знаний,  использовние теоретических знаний и навыков в определённой социально-педагогической ситуации, осознание профессионального педагогического долга;
  • межпредметная: знания в области педагогической интеграции, умение решать возникшие проблемы в различных сферах педагогики и образования,  умение социального партнёрства и педагогического сотрудничества;
  • развивающая: освоение современных педагогических знаний,  распространение передового педагогического опыта, высокая мотивационная деятельность, постоянное самосовершенствование;
  • креативная: основы творческой деятельности; совершенствование  профессиональной деятельности, генерирование и претворение в практику авторских инновационных идей, принятие и решение нестандартных и альтернативных задач, критическое мышление;
  • организационно-методическая: знание учебно-инструктивной, текущей учебно-методической (дидактические, материалы контроля) документации  и нормативно-правовых актов, высокая исполнительская дисциплина.
  • Область деятельности

Виды профессиональной деятельности бакалавров 5В012100–казахский язык и литература в школах с неказахским языком обучения:

  • образовательная (педагогическая) – учитель казахского языка и литературы в образовательных учреждениях (общеобразовательные средние учебные и средние специальные заведения);
  • научно-исслеовательская (младший научный сотрудник в научно-исследовательских учреждениях);
  • литературотворческая (литературные и культурные заведения, издательства);
  • организационно-управленческая (общеобразовательные средние учебные и средние специальные заведения; учреждения, связанные со специальностью).