Учебно-методические работы

Учебно-методические работы

Для реализации образовательной программы 5В011300- «Биология» составлены учебно-методические комплексы специальности (УМКС), включающие ГОСО по специальности, типовые учебные планы, типовые учебные программы, модульные образовательные программы, рабочие учебные программы, карту учебно-методической обеспеченности дисциплин специальности, методические указания по прохождению профессиональных практик, методические указания дипломных работ и методические указания по итоговой государственной аттестации обучающихся.

В свою очередь учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД), состоящие из совокупности документов и учебно-методических материалов охватывают учебную деятельность преподавателя.

            Содержание УМКД соответствует ГОСО и обеспечивает качество подготовки специалистов в сфере естественнонаучных дисциплин. На кафедре имеются УМКД в их бумажной версии (за три года) и электронных версиях за 2014-2015 уч. год. Так, доцентом Н.М.Байсеитовой разработаны УМКД «Ботаника», «Систематика растений», «Морфология и анатомия растений» и др.

УМКС и УМКД соответствует общим требованиям: подготовке бакалавров (уровень знаний, навыков и компетенций), технологиям организации, управления и сопровождения учебного процесса, содержанию и организации итоговых квалификационных испытаний с учетом требований работодателя.

Учебно-методическая документация (РУПы, программы государственных экзаменов и практик, методические указания и рекомендации) проходит обсуждение на Совете высшей школы, согласуется с УМС и при наличии их положительного заключения утверждается проректором по учебной работе.

Все внутренние документы УМКС и УМКД проходят экспертизу и обсуждение на кафедре. Ответственность за наличие и содержание документов несет заведующий кафедрой. За готовность качественных учебно-методических материалов отвечает кафедра. Все УМКД рассматриваются на заседаниях кафедры и УМК высшей школы.

Задачами организации учебного процесса с использованием кредитной технологии являются унификация объема знаний, создание условий для максимальной индивидуализации обучения и усиление роли и эффективности СРС. Самостоятельная работа студентов (СРС) проходит по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями. В качестве контроля СРС используются тесты, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, эссе и отчеты. Текущий контроль успеваемости: оценки по 100-бальной системе по лекциям, практическим занятиям и СРС выставляются в электронную систему «АIS Platonus» на 3,5,7,10,12,14 неделях обучения.

Обеспеченность учебно-методической литературой (УМЛ) на электронных и магнитных носителях дисциплин учебного плана специальности составила — 100%. Обеспеченность УМЛ для цикла базовых и профилирующих дисциплин составила — 80%. Разработаные УМЛ ППС кафедрой используются в учебном процессе (учебно-методические пособия, рекомендации, учебные пособия), к примеру: «Паразитология» автор А.Н.Халила,, «Биологияны оқыту технологиясы» автор Г.С.Халикова, «Практикум по зоологии» автор Г.М.Сартбаева и т.д.

Разработаны и используются в учебном процессе учебно-методические комплексы дисциплин в электронной версии, электронные учебники и учебно-методиченские пособия на лабораторных и практических занятиях по дисциплинам специальности 5В011300-«Биология». В ходе самостоятельной работы студенты используют материалы интернет-сайтов, тематические видео-ролики, видео-лекции с выступлением ведующих отечественных и зарубежных ученых-биологов.

Успешно используются ППС кафедры инновационные технологии и современные методики преподавания. Преподаватели кафедры используют традиционные и инновационные методы: дискуссии, презентации, ролевые игры, работа в малых группах, которые позволяют не просто «преподносить» знания обучающимся, но и обеспечивает формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления и навыков самостоятельного умственного труда. Для студентов ведущими преподавателями кафедры ведутся занятия с использованием демонстрационного материала: слайдов, видео-лекций, раздаточных материалов.

В практике преподавания применяются инновационные технологии ведущих вузов на лекциях, практических занятиях. В учебный процесс внедрены и используются активные и инновационные методы обучения, лекция-беседа, лекция-диспут, игровая технология, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, брейнсторминг («мозговой штурм»), кейс-стади («деловая игра»), командная игра, коллоквиум и т.д. Показатели эффективности применения перечисленных методов, обучения являются, прежде всего, результаты текущей успеваемости, итоговой государственной аттестации студентов и степень их удовлетворенности качеством обучения.Студенты выполняют разные виды деятельности. Например, при подаче лекционного материала студентам предлагают прослушивание нового материала, его записывание, заполнение таблиц, просмотр видеофильмоф, видеороликов и т.д. За отчетный период было запланировано 23 и проведено 18 открытых занятий. Тематика открытых занятий соответствует рабочей учебной программе дисциплины и отражает содержание учебных дисциплин.

Ежегодно обновляется компонентный состав общеобразовательных и элективных модулей. Так, на основе научных трудов ППС в процесс обучения введены дисциплины:

- «Герпетология» (Х.М.Сартаева «Оңтүстік Қазақстан өңіріндегі герпетофаунаның биоалуантүрлілігі және экологиялық жағдайы»)

- «Биотехнология», «Микробиология және вирусология негіздері», «Жалпы микробиология» (Э.Б. Жаппарбергенова «Теміртотықтырушы бактерияларды гелий-неон лазерімен өңдеу», Исаев Г.И. «Су көздерін биотестілеу және тазалау»)

-«Қазақстан экологиясы», «Әлем экологиясы», «Экологиялық мониторниг» «Қазақстан биоресурстары» (Байсеитова Н.М. «Өндірістік қалдықтардың қоршаған ортаға таралуы және фитотоксинділігі»).

Одной из важных форм оценки эффективности и качества преподавания является взаимопосещение занятия. Основной целью взаимопосещения преподавателей является оценка профессиональной компетенции. Результаты взаимопосещений обсуждаются на заседаниях кафедры и отражены в журналах взаимопосещений.