Домбра живет в народе 

20.11.19

47aae98e-5322-42d6-8f71-220a585683fd

Домбра – инструмент особенный, чуткий. В ее звуках живет душа казаха. Как говорится в народе: «Нағыз қазақ қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра».
Мастер по ремонту музыкальных инструментов и преподаватель ЮКГПУ Самат Кенесович УТЕБУЛАТОВ изготавливает народные инструменты уже более 20 лет и утверждает, что завораживающие звуки можно извлечь лишь из домбры, которая изготовлена из нужного дерева и детали которой проработаны точно и тщательно.

Цвет музыки

Каждая составляющая инструмента играет важную роль в его звучании. Работает Самат Кенесович вместе со студентами Южно-Казахстанского государственного педагогического университета. В мастерскую молодежь приходит из желания научиться создавать музыкальные инструменты.
Первым и главным учителем в жизни Самат Утебулатов считает своего отца. Как вспоминает мастер, он был отличным шабандозом (наездником) и великолепно изготавливал седла и камчи. Маленький Самат учился у него народным ремеслам.
Закончив школу, поступил в Алматинское училище №14, где постигал секреты изготовления народных музыкальных инструментов. Позже учился в МКТУ - изучал музыку, пение. Любимым ремеслом он занимается уже более 20 лет.
«Сделать инструмент - крайне кропотливый процесс, - делится Самат Кенесович. - Взять, например, деку. Воспринимая посредством вибрации звуки струн, она усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента. Дека имеет толщину в 2-3 миллиметра. Ошибся на миллиметр – и звучание уже не то. Необходимо быть очень точным».
В его мастерской разложены заготовки будущих инструментов. Позже они обретут узнаваемые формы грифов и дек, а цельные куски дерева превратятся в корпус кылкобыза. Инструментам придадут красивый вид – отшлифуют, украсят орнаментами, отлакируют.
«Корпус домбры – шанақ – мастера предпочитают делать из березы, карагача, акации, бука, - рассказывает С. Утебулатов. - Деку – қақпақ – из алатауских елей, мойын – гриф инструмента – из ели, бука, клена и дуба, а накладку, подставку, головку – из бука. Чем дерево более сухое, тем лучше звучание. Главное, чтобы породы дерева были жесткие, например, орех, дуб. Я делал инструменты даже из черешни и вишни, на звучании это не сказывается. Естественная сушка заготовок требует больше времени, чем искусственная, но только она позволяет сохранить структуру волокон древесины, от которых зависят резонансные характеристики материала». По словам мастера, струны делают из конского волоса - в одной струне обычно до 80 волос. Нередко часть инструмента обтягивают верблюжьей или козлиной кожей».

Завет предков

«Если мы не сохраним исконно народный звук, то можем потерять глубину национальной музыки, силу и своеобразие ее звучания и ее внутренний духовный мир», - уверен Самат Кенесович.
Мастер Утебулатов может умело изготовить не только кылкобыз и домбру, но и сазген, сыбызгы, жетыген, дабыл, дауылпаз.
«Я работаю не только из любви к искусству, но и для того, чтобы поделиться секретами традиционного мастерства изготовления казахских народных инструментов со всеми желающими, ведь наша музыка – это целый пласт характерной отечественной культуры, - продолжает мой собеседник. - У нас много уникальных мастеров, но работают они на дому, по заказу. Между тем мы должны передавать все тонкости ремесла нашим детям».
Обычно все инструменты делаются на заказ. Одну домбру мастер создает пять дней, а вот кобыз из цельного дерева - 20.
«Своим ученикам я говорю: сделай инструмент для себя или подари на юбилей маме, дяде. Фольклорной музыкой молодежь интересуется, потому что домбра живет в народе. Поэтому я говорю родителям: водите детей в кружки - на танцы, музыку, ковроткачество, здесь и будет начинаться наше «Рухани жаңғыру», - делится мастер.
В следующем году, когда Шымкент будет носить звание культурной столицы СНГ, Самат Кенесович с учениками планирует участвовать в городских и университетских выставках, считая своим долгом показать творческий потенциал мегаполиса его гостям. А еще в планах - начать делать и ударные инструменты.
«Хочу еще многому учиться сам, ведь совершенству нет предела, - говорит преподаватель. - Это ремесло идет от предков, оставаясь ручной работой, несмотря на то, что современные технологии способны механизировать любой процесс. Но мы не должны забывать наше народное искусство. Своих учеников я наставляю, чтобы они тоже передавали старинное мастерство изготовления инструментов своим детям».