Практика

Программа педагогической практики  спец " 5В0011800- Русский язык и литература ", " 5В0012200- Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения ".

Задачи практики:

Важнейшим звеном в процессе профессиональной подготовки будущих учителей русского языка и литературы является педагогическая практика в школе.

Педагогическая практика - сложный и ответственный этап в учебно-образовательном процессе. В нем активное участие принимает одновременно и в тесном взаимодействии несколько, ранее не связанных между собой, звеньев:

1) студенческая группа;

2) методисты, руководители практики;

3) школьные учителя-словесники, администрация школы;

4) коллектив учащихся.

Студенты впервые приходят в школу в качестве учителей, они выступают в новой для себя роли в классе, где их слушают, рассматривают сразу 25-30 учеников. Все это сопряжено с волнением, беспокойством студента-практиканта. Он должен быть очень хорошо подготовлен к уроку, это придаст ему необходимую уверенность для проведения занятия.      Руководители и методисты педпрактики обеспечивают подготовку студента к уроку, проявляя требовательность к выполнению студентами всего режима работы.

Подготовка класса, школы к “приему” практикантов, необходимые указания студентам, вовлечение их в работу школы - существенно помогут в успешном проведении педпрактики.

Важно и отношение коллектива учащихся и к практиканту и к его урокам. Это отношение в значительной степени (помимо руководства класса) вырабатывается самими студентами: установление контактов с классом, беседы, участие в классных мероприятиях, внимание и забота об учащихся - все это неизбежно вызывает ответное теплое чувство.

Очень важен и учет индивидуальных качеств как школьников, так и студентов-практикантов. Характер, темперамент, психологические особенности личности проявляются в педпрактике очень явно и требуют взаимной предупредительности и такта. 

       Содержание практики:

Студентами прослушаны специальные курсы: “Психология и педагогика”, “Методика преподавания русского языка”, “Методика преподавания литературы”.

      Практика проходит в два этапа :

 I этап - “Ознакомительный”, когда студенты должны посетить не менее 10 уроков по русскому языку и 10 уроков по литературе, наблюдая за методической работой учителя. В течение практики ведется “Дневник практиканта”, где отмечаются факты присутствия на уроках, заверенные подписью учителя, краткий конспект прослушанного урока.

В первую неделю практики студенты должны провести внеклассное мероприятие в прикрепленном за ними классе и выполнить психолого- педагогические задания (составить психологические характеристики личности трех  учеников и класса).

 II этап практики, когда студенты обязаны дать по три урока литературы и русского языка. Третий урок считается контрольным. Занятия проводятся строго по разработанному конспекту. Проведенные уроки обсуждаются методистами института и школы, студентами-практикантами.

Студенты должны присутствовать на уроках, проводимых практикантами, участвовать в обсуждении урока.

Каждый из студентов прикрепляется к преподавателю-методисту кафедр языкознания, казахской  и мировой  литературы, психологии и педагогики и учителю-методисту школы.

В начале педпрактики должна быть проведена установочная конференция и в конце практики проводится педагогический совет в школе и итоговая конференция в институте .

По всем вопросам, возникающим в связи с прохождением практики, студент имеет право обращаться к ответственному за проведение практики, методисту, преподавателям кафедры и школьным учителям-словесникам.

Отчет по педагогической практикеПрактиканты подчиняются правилам внутреннего распорядка школы, в которой проходят педагогическую практику, выполняют распоряжения администрации школы и руководителей практики; активно включаются в общественную жизнь школы.

Студент-практикант должен служить для учащихся школы примером организованности, дисциплинированности, трудолюбия и вежливости. 

По окончании педпрактики студенты обязаны сдать преподавателю - методисту:

- дневник практиканта;

- конспекты уроков, заверенные учителем-предметником и преподаватем-методистом;

- отчет о практике;

- психолого-педагогические задания, также заверенные учителем-предметником  и преподавателем-методистом;

Практиканты должны выполнять тщательно и добросовестно все виды работ, предусмотренные программой.

В случае невыполнения этих требований практикант может быть отстранен от участия в педпрактике и не получить оценку.

Староста группы участвует в составлении графика работы студентов, ведет учет посещаемости уроков, передает указания методиста, оповещает о беседах, консультациях.