Практика

ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответственная по практике: магистр, преподаватель Г.Е. Исабекова

Важнейшим звеном в процессе профессиональной подготовки будущих учителей русского языка и литературы является педагогическая практика в школе.

Задачи педагогической практики:

Педагогическая практика – сложный и ответственный этап в учебно-образовательном процессе, в котором активное участие принимает одновременно и в тесном взаимодействии несколько, ранее не связанных между собой, звеньев:

1) студенческая группа;

2) методисты, руководители практики;

3) школьные учителя-словесники, администрация школы;

4) коллектив учащихся.

Студенты впервые приходят в школу в качестве учителей, они выступают в новой для себя роли в классе, где их слушают, рассматривают сразу 25-30 учеников. Все это сопряжено с волнением, беспокойством студента-практиканта. Он должен быть очень хорошо подготовлен к уроку, это придаст ему необходимую уверенность для проведения занятия. Руководители и методисты педпрактики обеспечивают подготовку студента к уроку, проявляя требовательность к выполнению студентами всего режима работы.

Подготовка класса, школы к «приему» практикантов, необходимые указания студентам, вовлечение их в работу школы существенно помогут в успешном проведении педпрактики. Важно и отношение коллектива учащихся и к практиканту, и к его урокам. Это отношение в значительной степени (помимо руководства класса) вырабатывается самими студентами: установление контактов с классом, беседы, участие в классных мероприятиях, внимание и забота об учащемся – все это неизбежно вызывает ответное теплое чувство.

Очень важен учет индивидуальных качеств как школьников, так и студентов-практикантов. Характер, темперамент, психологические особенности личности проявляются в педпрактике очень явно и требуют взаимной предупредительности и такта.

   

Содержание практики:

Студентами прослушаны специальные курсы: «Психология и педагогика», «Методика преподавания русского языка», «Методика преподавания литературы».

Практика проходит в два этапа:

I этап (ознакомительный), когда студенты должны посетить не менее 10 уроков по русскому языку и 10 уроков по литературе, наблюдая за методической работой учителя. В течение практики ведется «Дневник практиканта», в котором отмечаются факты присутствия его на уроках, заверенные подписью учителя, краткий конспект прослушанного урока.

В первую неделю практики студенты должны провести внеклассное мероприятие в прикрепленном за ними классе и выполнить психолого-педагогические задания (составить психологические характеристики личности трех учеников класса).

II этап практики, когда студенты обязаны дать по три урока литературы и русского языка. Третий урок считается контрольным. Занятия проводятся строго по разработанному конспекту. Проведенные уроки обсуждаются методистами вуза и школы, студентами-практикантами.

Студенты должны присутствовать на уроках, проводимых практикантами, участвовать в обсуждении урока.

Каждый из студентов прикрепляется к преподавателю-методисту кафедры русского языка и литературы, кафедры психологии и педагогики и учителю-методисту школы.

В начале педпрактики должна быть проведена установочная конференция, в конце практики проводится педагогический совет в школе и итоговая конференция в университете.

По всем вопросам, возникающим в связи с прохождением практики, студент имеет право обращаться к ответственному за проведение практики, методисту, преподавателям кафедры и школьным учителям-словесникам.

Отчет по педагогической практике

Студенты-практиканты подчиняются правилам внутреннего распорядка школы, в которой проходят педагогическую практику, выполняют распоряжения администрации школы и руководителей практики; активно включаются в общественную жизнь школы.

Студент-практикант должен служить для учащихся школы примером организованности, дисциплинированности, трудолюбия, культуры.

По окончании педпрактики студенты обязаны сдать преподавателю-методисту: дневник практиканта; конспекты уроков, заверенные учителем-предметником и преподавателем-методистом; отчет о практике; психолого-педагогические задания, также заверенные учителем-предметником и преподавателем-методистом.

Практиканты должны выполнять тщательно и добросовестно все виды работ, предусмотренные программой. В случае невыполнения этих требований практикант может быть отстранен от участия в педпрактике и неаттестован.

Староста группы участвует в составлении графика работы студентов, ведет учет посещаемости уроков, передает указания методиста, оповещает о беседах, консультациях.